Понедельник, 17.12.2018, 00:43Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ ВШ № 16 Дзержинского района Волгограда
Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли тебе учиться в нашей школе?
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Концепция промышленной политики в Волгограде


Утверждена постановлением главы Волгограда от 20 июля 2010 г. N 1768

КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДЕ НА 2010 - 2015 ГОДЫ

Промышленность является ведущей отраслью экономики Волгограда, определяющей ее объемную и бюджетную базу, в связи с чем необходима разработка системы мер прямого и косвенного регулирования развития промышленности города, то есть промышленная политика. Эта потребность в целом и предопределила актуальность разработки настоящей концепции.

Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления Волгограда строят свои взаимоотношения с товаропроизводителями через координацию и создание условий работы промышленного комплекса и предпринимателей города.

Концепция является основой промышленной политики в Волгограде на 2010 - 2015 годы.

В концепции сделана попытка сформировать теоретическую базу, направленную на решение проблем, возникающих в промышленности. Реализация изложенных в концепции предложений позволит использовать их структурными подразделениями администрации Волгограда на практике при подготовке управленческих решений в целях развития промышленной деятельности, а также предприятиями Волгограда в перспективном планировании.

Концепция подготовлена в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2009 г. N 22/629 "О Временном положении о промышленной политике в Волгограде" и является основополагающим документом для разработки плана действий администрации Волгограда по реализации промышленной политики и других программных документов.

1. Состояние и тенденции развития промышленности Волгограда

На территории Волгограда находятся предприятия всех отраслей промышленности: добычи полезных ископаемых, энергетики и обрабатывающих производств. В Волгограде в структуре отгруженных товаров промышленного производства более 80% приходится на обрабатывающий сектор, среди отраслей которого наибольший вес имеет производство нефтепродуктов (более 60%). Второе место по значимости для экономики Волгограда в обрабатывающих отраслях имеет металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обеспечивающие 9% производства обрабатывающей промышленности; далее идут производство пищевых продуктов и химическое производство (по 7% соответственно). На долю остальных отраслей приходится 17%. Доля машиностроения за последние 10 лет уменьшилась более чем в 3 раза и к настоящему времени занимает всего 5% в обрабатывающих производствах.

Анализируя проблемы, препятствующие развитию промышленности Волгограда, нельзя не выделить отрицательное влияние текущего финансово-экономического кризиса. Анализ промышленного производства в течение 2009 года по отношению к данным предыдущего года свидетельствует о замедлении роста выпуска продукции. Промышленные предприятия и организации города испытывают финансовые трудности в связи со снижением объемов реализации готовой продукции из-за падения потребительского спроса, ростом стоимости импортных комплектующих изделий, увеличением сроков расчетов за поставленную продукцию и услуги, усложнившимися условиями доступа к финансовым ресурсам.

Промышленность Волгограда характеризует экономический потенциал города и Волгоградской области. Доля объема промышленной продукции Волгограда в общем объеме производства Волгоградской области составляет 64%.

За 2009 год индекс физического объема промышленного производства по промышленным видам деятельности по Волгограду составил 90,7% к уровню 2008 года. Это выше, чем по Волгоградской области и по России в целом. Индекс промышленного производства по Волгоградской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 85,4%. По Российской Федерации индекс промышленного производства составил 89,2%.

Объем производства промышленной продукции за 2009 год по Волгограду составил 224,6 млрд. рублей. За 2008 год объем производства составлял 270 млрд. рублей. Таким образом, падение объемов производства в денежном выражении составило порядка 18%, однако в натуральных показателях - около 9%.

На территории Волгограда на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано 2754 промышленных предприятия, среди которых 100 крупных и средних предприятий являются бюджетообразующими.

В среднем на промышленных предприятиях Волгограда в 2009 году численность работающих в сравнении с 2008 годом снизилась с 85268 человек до 73837 человек, т.е. на 13,4%.

В ходе проводимых на государственном уровне реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики, что привело к значительному спаду в промышленности.

2. Цель, задачи и принципы промышленной политики в Волгограде

Целью промышленной политики в Волгограде является создание благоприятных условий для формирования устойчивого развития промышленности Волгограда, направленных на повышение уровня конкурентоспособности субъектов промышленной деятельности, развитие инфраструктуры Волгограда и обеспечение социальной защищенности работающих.

Основой промышленной политики в Волгограде является постоянно действующая система формирования и реализации экономического и организационного взаимодействия администрации Волгограда и предприятий города.

Задачами промышленной политики в Волгограде являются:

  • содействие занятости трудоспособного населения, снижение уровня безработицы, обеспечение социальной защищенности,
  • создание условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса,
  • укрепление и повышение престижа рабочих профессий,
  • содействие в профессиональной ориентации молодежи,
  • развитие информационного обеспечения промышленной деятельности,
  • стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней,
  • содействие предприятиям Волгограда в расширении рынков сбыта продукции,
  • формирование механизма скоординированного взаимодействия субъектов промышленной деятельности и органов местного самоуправления Волгограда.

Принципами формирования промышленной политики в Волгограде являются:

  • долгосрочность правоотношений промышленных предприятий и органов местного самоуправления Волгограда,
  • сочетание интересов социально-экономического развития города и интересов промышленных предприятий,
  • последовательность в осуществлении органами местного самоуправления Волгограда мероприятий, направленных на укрепление экономики Волгограда как единой системы,
  • социальная ориентированность (хозяйствующие субъекты должны создавать на территории Волгограда достойные условия для жизнедеятельности населения),
  • приоритетность городского рынка для хозяйствующих субъектов Волгограда и соответствующий протекционизм органов местного самоуправления Волгограда,
  • конкурсность (широкое использование открытых конкурсов),
  • обоснованность, гласность и прозрачность осуществления комплекса мер поддержки (публичное обсуждение и освещение процедур и результатов промышленной политики в Волгограде),
  • равенство прав и ответственности хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы,
  • защита субъектов промышленной деятельности от недобросовестной конкуренции.

3. Приоритетные направления промышленной политики в Волгограде

Основными приоритетными направлениями промышленной политики в Волгограде на 2010 - 2015 годы определены:

  • продвижение товаров волгоградских производителей,
  • программа кадрового обеспечения предприятий,
  • информационная политика,
  • программа поддержки малого бизнеса, производящего товары и оказывающего услуги промышленного характера,
  • создание инновационно-промышленных кластеров.

3.1. Продвижение товаров волгоградских производителей

Волгоградские предприятия, выпуская вполне конкурентоспособный товар и обеспечивая ежегодный прирост производства, зачастую испытывают затруднения с продвижением своей продукции в торговые сети.

Органы местного самоуправления Волгограда заинтересованы в продвижении продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок и нацелены на организацию взаимодействия предприятий пищевой, перерабатывающей, легкой промышленности и организаций торговли.

Реализация мероприятий по продвижению товаров волгоградских производителей должна включить в себя следующие направления:

  • разработка и принятие программных мероприятий по продвижению продукции волгоградских предприятий в торговые сети города, других регионов Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье, города-побратимы,
  • использование соглашений о сотрудничестве с другими городами,
  • использование договорных отношений предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города с торговыми сетями,
  • организация фирменных магазинов и фирменной торговли продукцией местных товаропроизводителей, строительство современных мультикомплексов, включающих фирменные магазины,
  • проведение выставок, тематических ярмарок, организация розничных рынков и рекламных акций,
  • создание брендов высококачественной волгоградской продукции,
  • сопоставление муниципальных потребностей в рамках муниципального заказа с тем ассортиментом, который производится в Волгограде,
  • разработка порядка внедрения профилактических мероприятий в организациях, используя лекарственную продукцию и биологические активные добавки, произведенные в Волгограде.

3.2. Программа кадрового обеспечения

Без решения вопросов кадрового обеспечения невозможна реализация промышленной политики. Нехватка квалифицированных работников или проблема "кадрового голода" является одной из причин отказа от тех или иных проектов. Дефицит специалистов оказывает сильное негативное воздействие на экономический рост, в том числе и в Волгограде. Нарастающие кадровые проблемы российских предприятий и кризис профессионального образования становится опасным вызовом для Волгограда и региона в целом.

Формирование в Волгограде кадровой политики - сложный и многогранный, но крайне необходимый процесс, который должен включить в себя следующие элементы:

  • повышение престижа рабочих специальностей,
  • организация серии телепрограмм и газетных публикаций в муниципальных средствах массовой информации, объединенных общей тематикой "Культ труда",
  • организация экскурсий учащихся школ на волгоградские заводы на основании заключенных договоров предприятий с межшкольными учебными комбинатами в рамках шефских связей для укрепления учебной базы по рабочим профессиям,
  • проведение круглых столов, совещаний, семинаров с привлечением структур, участвующих в работе по профессиональному самоопределению молодежи, образовательных учреждений, работодателей,
  • проведение социологических исследований, пилотных проектов по отработке новых технологий профессиональной ориентации учащейся молодежи,
  • проведение профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ по вопросам повышения роли рабочих профессий,
  • организация и проведение мониторинга потребности промышленных предприятий Волгограда в квалифицированных кадрах,
  • сопоставление специальностей высших и среднеспециальных учебных заведений и специалистов, востребованных на промышленных предприятиях,
  • проведение ярмарок профессий, профориентационных и образовательных услуг, вакантных и учебных мест.

3.3. Вопросы информационной, рекламной поддержки и интернет-обеспечения

Для обеспечения системного подхода к вопросам регулирования взаимоотношений между Волгоградом и промышленными предприятиями, создания стимулирующих производство условий необходима разработка информационной политики, которая позволит определить состояние дел, назревающие проблемы в различных отраслях промышленности. Необходима также информационная поддержка предприятий в части освещения вопросов промышленной политики, о проводимых преобразованиях, программах и т.д.

Информационная политика позволит прогнозировать результаты и своевременно корректировать конкретные мероприятия по проведению промышленной политики.

Информационная политика должна включить в себя следующие направления:

  • создание (доработка существующего) городского информационного ресурса о промышленном потенциале города,
  • создание в электронном виде карты промышленного потенциала Волгограда и размещение ее на официальном информационно-справочном портале Волгограда,
  • активизация работы со средствами массовой информации по созданию общедоступной информации о промышленной политике,
  • активизация работы в сфере социальной рекламы о промышленном потенциале, трудовых династиях, поднятии престижа рабочих профессий.

3.4. Программа поддержки малого бизнеса, производящего товары и оказывающего услуги промышленного характера

Малый бизнес, производящий товары, продолжая в настоящее время испытывать некоторые трудности, нуждается в последовательной поддержке со стороны органов местного самоуправления Волгограда, прежде всего, в совершенствовании нормативной правовой базы, финансовой поддержке, повышении эффективности существующих программ развития малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого бизнеса в сфере производства должно стать важным направлением промышленной политики в Волгограде, которое должно включить в себя:

  • усиление акцентов на поддержку предпринимателей-товаропроизводителей,
  • использование долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 марта 2009 г. N 85-п "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области на 2009 - 2011 годы", для поддержки предпринимателей-товаропроизводителей,
  • разработка муниципальной программы развития предпринимательства в Волгограде,
  • формирование точек развития малого бизнеса на свободных площадях крупных и средних промышленных предприятий,
  • объединение крупных промышленных предприятий и малого бизнеса,
  • определение перечня неиспользуемых производственных мощностей и площадок на промышленных предприятиях города,
  • размещение на официальном информационно-справочном портале Волгограда перечня неиспользуемых производственных мощностей и площадок на промышленных предприятиях Волгограда, а также на новом городском информационном ресурсе,
  • развитие аутсорсинга как передачи определенных бизнес-процессов или части производственных функций промышленных предприятий на обслуживание другой специализирующейся в соответствующей области компании,
  • работа по совершенствованию нормативной правовой базы инвестиционной деятельности в Волгограде, включающая разработку и принятие Волгоградской городской Думой решения о территориях предпринимательской активности в городском округе город-герой Волгоград,
  • организация работы межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Волгограда.

3.5. Создание инновационно-промышленных кластеров

Предпосылкой формирования кластера является наличие расположенных на территории взаимодействующих и взаимодополняющих предприятий, организаций, объединенных вокруг производства какой-либо продукции или иной общей сферы деятельности. Превращение кластерного потенциала группы предприятий в реально работающий и воспринимаемый всеми кластер как институт связано с разработкой его участниками общего видения (концепции) и стратегии развития кластера, программы реализации стратегии, с наличием органов координации участников в рамках кластера, его бренда, а также наличием определенного членства для его участников. Разработанная концепция в виде документа вместе с программой ее реализации является основанием для выработки мер муниципальной поддержки кластерной инициативы.

Эффективная промышленная политика, направленная на создание кластеров, потребует глубокого взаимодействия и сотрудничества между крупным и малым бизнесом, властью, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами. Применение кластерного подхода на территории Волгограда позволит решить вопросы взаимодействия крупного бизнеса и малого предпринимательства, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Создание инновационно-промышленных кластеров должно включить в себя следующие направления:

  • работа по научно-методологическому, правовому, ресурсному и организационному обоснованию механизма создания городских инновационно-промышленных кластеров,
  • формирование инновационных точек роста,
  • создание индустриальных парков на специально отведенных территориях,
  • создание особых экономических зон в рамках действующего законодательства Российской Федерации,
  • определение перечня производств и предприятий, инвестиционных проектов, которые можно разместить на данной территории,
  • выделение территориальных зон, обладающих конкурентными преимуществами и способными стать центрами инвестиционных, финансовых, товарных и трудовых потоков.

Реализация концепции и разработанных на ее основе мероприятий позволит преодолеть негативные и закрепить положительные тенденции в развитии промышленности на территории Волгограда.

Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих экономическое развитие Волгоградской области и Российской Федерации в целом.

Комитет по промышленности администрации Волгограда

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz